Готов ли мой ребёнок к школе

Как определить готов ли мой малыш к школе и не лишаю ли я ребенка детства, отдавая в школу сейчас? Для того чтобы получить ответы на эти важные вопросы, мы обратились к нейропсихологу, дефектологу — Долматовой Татьяне Леонидовне.
Татьяна Долматова
Долматова Татьяна Леонидовна дефектолог

Татьяна Леонидовна, кто такой нейропсихолог и зачем он так нужен.

— Нейропсихология — наука о связи психических процессов с работой головного мозга, таких как память, внимание, речь, мышление. А нейропсихолог — это специалист в области мозговой организации психических процессов. Он расскажет вам, в чем особенности мозговой деятельности вашего ребенка, как работают его психические функции и как можно их развить. Так же проведет обследование малыша, выяснит какие звенья высших психических функций: ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления и другие развиты у него хорошо, сильно, а какие более слабые, и за счет чего имеются те или иные трудности.

В каких случаях стоит обращаться к нейропсихологу.

— Во-первых, при задержке речевого и психического развития, во-вторых, при дисгармоничном развитии. Допустим, с памятью и мышлением все в порядке, а вот волевая сфера, контроль собственного поведения, оставляют желать лучшего. Если у ребенка есть трудности  в обучении или трудности в освоении чтения, счёта, письма, «зеркальное» письмо, низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «пятерки» до «единицы» в короткий период времени. Ваш малыш плохо запоминает, неусидчив, рассеян. Существуют проблемы поведения, гиперактивность. Ярко выражена эмоциональная неустойчивость и даже  одаренность.

Нейропсихолог никого не лечит! Они работает в плотной связке с врачами-невропатологами и другими специалистами. Он может помочь спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, а также правильно выстроить коррекционную работу, даст нейропсихологический портрет первоклассника.

 Что мы подразумеваем под нейропсихологическим портретом первоклассника.

— Период подготовки детей к школе очень важен. Каждый родитель ребенка, поступающего в школу, задает себе вопросы: «готов ли мой ребенок к школе?», «справится ли он с нагрузкой?» необходимо понять, что «готовность к школе»  понятие комплексное, а не только умение ребенка читать, считать и т.д. Бессмысленно заниматься изучением букв, счетом, готовить руку к письму и формировать «позицию школьника», если не простроены основные мозговые связи. Нужна независимая нейропсихологическая диагностика готовности ребенка к школе или при «сложном» анамнезе — полное нейропсихологическое обследование ребенка. Сегодня это уже общепринятая практика во всем мире.

В чем отличие детского нейропсихолога от обычного психолога.

— Детский нейропсихолог не только определит наличие или отсутствие у ребенка нарушений в развитии мозга, но и определит, в каком отделе мозга они находятся. Расскажет, к каким последствиям в жизни ребенка они могут привести. И главное — подробно ответит на вопрос, что нужно сделать, чтобы этого не случилось. Нейропсихологическое обследование позволит родителям понять особенности развития ребенка и его нервной системы, увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Даст ответ на вопросы: обладает ли ребенок лидерскими качествами, имеет ли способности к языкам и музыке, по какой методике лучше учить читать, к какой профессии есть склонность? Поможет узнать, в каком направлении лучше развивать своего ребенка. В какой школе, по какой программе, и у какого педагога ему будет учиться комфортно.

Сколько времени занимает такой анализ.

— Диагностика и консультация длится час-полтора, оформляется письменное заключение, которое составляется в течение недели.

Когда стоит проводить диагностику?

— Оптимальный срок проведения диагностики за год, два до школы. Ребенок может хорошо владеть чтением, счетом, и письмом, но, придя в первый класс, может выясниться, что он все равно испытывает трудности в учебе. Эти затруднения могут быть связаны, например, с тем, что он не достаточно хорошо запоминает, не внимателен, быстро устает, торопится, не умеет себя перепроверить, испытывает трудности в обобщении и быстром осмыслении материала или не усваивает его на уроке, в то время, как дома, в спокойной обстановке, все быстро схватывает, ему не нравится ходить в школу, так как сложились трудности в общении с одноклассниками или с учителем. Нейропсихологический анализ психических функций у школьников позволяет выявить возможные отставания в их развитии и предотвратить школьную неуспеваемость.

Задача каждого родителя помочь своему ребенку, а для начала, достаточно просто записаться на консультацию к нейропсихологу.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.