• EN RU

Почему Базель празднует Фаснахт?

 Почему Базель празднует Фаснахт?

 

Карнавал в Базеле является крупнейшим «карнавалом» Швейцарии и основным протестантским в мире. Однако его история потеряна в тумане времени, поскольку все соответствующие документы были потеряны в разрушительном землетрясении 1356. Самый старый документ о Карнавале в Базеле относится к 1376 году.

Гильдии Базеля оказали значительное влияние на развитие карнавала «трех лучших дней». Воинская обязанность членов гильдии, необходимых для выполнения военной обязанности в 16 веке, была тесно связана с карнавалом. Были включены военные элементы, которые по-прежнему характеризуют Карнавал в Базеле и по сей день: измеренный походный шаг к звуку барабанов и пикколо.

Идею подхватили все приличные города — даже те, кто никогда не знал разгульных древнеримских Сатурналий. В Средние века у народа было не так много поводов для веселья, поэтому прощание с мясом было обставлено с размахом — танцы, костюмы, маскарады и прочие развеселые хороводы. При этом карнавалы отличаются друг от друга в каждой стране и каждом городе — в Ницце в воздух подбрасывают цветы, в Иврее швыряются апельсинами, а в Базеле часами маршируют в устрашающих масках с фонариками на голове. Billioncity расскажет о самых впечатляющих карнавальных традициях Европы.

10 впечатляющих карнавальных традиций Европы​

Начнем с швейцарского Базеля — карнавал длится ровно 72 часа или три дня, ведь порядок превыше всего. В карнавальных шествиях участвуют только специально обученные люди, заранее вступившие в карнавально-музыкальные союзы «клики», а прочие зрители стоят на обочине и восхищаются. Пикколо и барабаны, а также музыка Гуггена характеризуют звуковые и красочные костюмы и «личинки» маскируют городской пейзаж. Впрочем, базельцы не обращают внимание на туристические восторги — этот карнавал придуман для своих!

Самая странная традиция карнавала — не шествие с фонарями в четыре утра, и даже не шествие фургонов вагисвааги, с которых в зрителей летят апельсины, конфеты, сладости и цветы, хотя это очень сильно впечатляет. Особенно удивляет, когда эти апельсины в толпу швыряет огромный швейцарец в костюме Вагги — эльзасского крестьянина-простофили с желтыми торчащими волосами и в полосатых носках. А соревнования оркестров гуггемуузик в фальшивой музыке — это нечто! Оркестры играют фальшивя на клизмах, водопроводных трубах и медных тазах.

 

Вопрос «Ты чё такой дерзкий» полностью характеризует карнавал в Виареджио. Дерзкий, смелый и очень зрелищный — здесь огромные куклы из папье-маше высмеивают политиков и звезд шоу-бизнеса, балансируя на повозках на грани фола. Ныне покойный Усама бен Ладен, возлежащий в кровавой ванне, Ангела Меркель, летящая на метле, Путин и Обама, жадно разглядывающие глобус — фантазия участников фестиваля не знает цензуры. Огромные, до двадцати пяти метров, куклы не только поражают дерзостью исполнения, но и двигаются — моргают, машут руками, вращают глазами стараясь удивить туристов. Парад приплясывающих политиков из папье-маше — фантастическое и очень эмоциональное зрелище.

 

Карнавал в Венеции — пожалуй, самый знаменитый карнавал из всех. Роскошные маски, исторические костюмы, кружева и шитье — в карнавальные дни Венеция сама становится декорацией к маскараду и словно проваливается в Средние века. По городу расхаживают Казановы и Коломбины, в роскошных палаццо проходят костюмированные балы, в старинной кофейне «Флориан» на Сан Марко чинно сидят дамы в исторических платьях и их кавалеры. «Полет Ангела», знаменующий начало карнавала, традиционно собирает толпу зрителей — со стометровой колокольни Святого Марка на площадь к Дворцу Дожей опускается прекрасная девушка. Впервые этот трюк изобразил безымянный акробат с крыльями за спиной, прошедший по канату над площадью в глубоком венецианском прошлом. Дожу понравилось. В наше время концепция немного изменилась и вместо акробата над площадью парит юная дева, крепко привязанная к стальному тросу.

 

На Лазурном берегу, в Ницце все происходит гораздо романтичнее: участники карнавала бьются цветами — осыпают зрителей охапками мимоз, маргариток, гвоздик и прочей благоухающей флорой. Зрелищно, эмоционально, красиво — на битвы цветов в Ниццу съезжается весь Лазурный берег и миллионы туристов. Чтобы ощутить прилив жаркого счастья, ухватив летящую гвоздику и уткнув в нее радостное лицо. Битва цветов традиционно происходит на двадцати огромных платформах — на них танцуют прекрасные девы, бросая в публику живые цветы. Почему битва, спросите вы. Потому что раньше на повозках сидели аристократы и изящным движением бросали цветы в толпу простолюдинов и зевак, а те радостно запускали цветы обратно.

 

Карнавал в Ментоне

Карнавал в Ментоне традиционно развлекаются лимонами. Не просто золотистые фрукты, но огромные скульптуры из лимонов, которые громоздятся на повозках. Львы, слоны и драконы высотой более десяти метров, собранные из лимонов, медленно дефилируют вдоль моря. Золотисто-оранжевые лимоны и апельсины яростно контрастируют с бирюзовой волной. Традиция составлять инсталляции из лимонов очутилась в Ментоне случайно — некий предприниматель устроил в холле отеля выставку цитрусовых растений, и неожиданно на нее пришла половина города. «Идея, — воскликнул мэр. — Раз людям нравятся цитрусовые, мы устроим из них карнавал». И велел украсить лимонами карнавальные повозки. С каждым годом украшение повозок становилось все изощреннее, чтобы победить соседнюю Ниццу, которая упражнялась в цветочном дизайне.

 

Цветочный карнавал в Сан Ремо – этот три благоухающих карнавальных дня напоминают клумбу — по набережной медленно движутся повозки, увитые живыми цветами. На повозках возвышаются фигуры, полностью собранные из цветов — Белоснежка и ее семь гномов, Красная Шапочка и другие сказочные герои, как это было в 2016 году. Или Бэтмен, Женщина кошка и другие коллеги по комиксам, как это было в прошлом. Тема фестиваля меняется каждый год, держа в тонусе флористов и дизайнеров.

 

Карнавал в пьемонтском городке Иврея, кроме отчаянного аромата апельсинов, имеет романтическую историю. Про девушку Виолетту, которая собралась замуж, но вдруг ее возжелал местный феодал, вспомнив про право первой ночи. Здесь история из романтической становится драматической, потому что Виолетта выхватила из-за корсажа кинжал и снесла феодалу голову с нечестивых плеч. А когда она в забрызганном кровью платье вышла из замка, ликующая толпа забросала камнями стражу и сожгла замок похотливого властителя. Теперь эту историю снова и снова разыгрывают жители Ивреи, забрасывая сицилийскими апельсинами участников карнавала, изображающих стражу. А заодно и всех, кто попадется под руку без красного колпака. Красный колпак как бы вопиет, что его носитель не хочет получить в лоб апельсином, но иногда получает залетным снарядом.

 

Пон-Сен-Мартен из долины Аоста невелик, но богат карнавальными традициями — они здесь хранятся с античных времен. На улицах города соревнуются колесницы в память о состязании, которое устроили древние римляне с местным кельтским племенем салассами. Девушки примеряют костюмы нимф, подражая речной нимфе Лис, которая однажды подговорила реку выйти из берегов и только мольбы местных жителей остановили реку и нимфу возле моста. Кстати, о мосте — с ним связана самая впечатляющая традиция карнавала, а именно сожжение чучела сатаны. Под сводами древнеримского моста это смотрится особенно зрелищно. По легенде, незадачливый сатана этот мост и построил, потребовав взамен душу первого, кто по нему пройдет. Хитроумный Святой Мартин перебросил на другой берег хлеб, и тут же по мосту рванула голодная собачонка. И теперь строителя моста каждый год сжигают под делом своих сатанинских рук.

 

Сицилийские карнавалы традиционно самые жаркие и Шакка тому пример. Здесь развлекаются по-крупному — не просто строят платформу и водружают на нее красочные фигуры из папье-маше на заданную тему, а сочиняют гимн, шьют костюмы и возле каждой платформы готовят музыкальный спектакль на полчаса. Старинная Шакка вся становится подмостками для участников карнавала, которые зажигательно танцуют и поют, соревнуясь с другими карнавальными группами. Зрители же чувствуют себя словно в музыкальном театре под открытым небом. Карнавал открывает Пеппе Наппа — собирательный образ местного бездельника из Комедии дель Арте. Его огромная фигура из папье-маше восседает на повозке, а помощники раздают всем желающим сосиски и разливают вино. По окончании карнавала Пепе Наппа радостно сжигают.

 

В Вероне, на родине Ромео и Джульетты, карнавалом заправляет упитанный Папа Ньокко, или Папаша Клецка. Он ездит по узким улицам Вероне не муле, раздавая прохожим клецки и конфеты, как бы вспоминая историческую подоплеку карнавала. Про голод, который однажды охватил Верону (это сейчас здесь традиционные магазины с колбасами, вяленым шпеком и ароматными сырами на каждом шагу). Как власти города решили раздавать беднякам клецки, круто замешанные на муке и воде. И благодарная Верона празднует это событие, наряжаясь в исторические костюмы и разбрасывая карамельки к порогам карминного цвета домов. Самая незавидная судьба случается у мула, который безропотно таскает упитанного Папашу Клецку — в конце карнавала он участвует в приготовлении традиционного местного блюда «пастиссада». Участвует в самом прямом смысле как конина, замоченная в красном вине и тушенная в специях с овощами.

 

Текст: Жанна Патахонова

Комментарии запрещены.