• Русский English Français Deutsch 简体中文

Яна Ланде: Я понимаю, что очень рискую, но мне бы хотелось доказать обратное

Я понимаю, что очень рискую, но мне бы хотелось доказать обратное

Яна Ланде – современная художница, с чьим творчеством мы впервые познакомились во время персональной выставки ЛЮСТРА ПРАВОСУДИЯ в национальном музее русского искусства в 2009 году. Кстати, одна из картин до сих пор находится там, в качестве подарка художницы. Творчество Яны Ланде высоко ценится в Нью-Йорке и Лондоне. К примеру, серия картин CROWNS была представлена специально к 90-летию королевы Елизаветы II.
Мы задали вопросы художнице о мечтах, об искусстве, о прелестях и сложностях творческого пути. С помощью элементов фото-, аудио-, видео-арта Яна Ланде переосмыслит миф о похищении Европы.

Творческие натуры всегда задают ориентиры обществу, а что предлагаете обществу вы, своими картинами и целыми проектами?
— Сложно ответить, что я приношу, еще сложнее, донести то, чем хочется поделиться. Тут же возникают новые вопросы: нужно ли то, что ты делаешь еще кому-то, кроме тебя. Путь художника намного сложнее, чем казался в юности. Существует ряд стереотипов, что настоящий художник должен быть «голодным», а духовность и богатство не сочетаемы; что если нет трагедии, то творчество поверхностное. Я понимаю, что очень рискую, но мне бы хотелось доказать обратное.

Синонимом к творчеству Яны Ланде является концепт счастья. Вы счастливый человек?
— Однозначно, да! И именно своим отношением к миру я делюсь со зрителем в творчестве.

На что похож ваш творческий процесс? Изменялся ли подход к работе с момента первой выставки?
— Творческий процесс сам по себе очень непростой, но чем больше ты выкладываешься, тем более захватывающие моменты полета. Нужно быть поэтом, чтоб описать это словами. Я всегда стараюсь работать на пределах возможностей, тогда появляется шанс творческого роста. И такой подход может не меняться всю жизнь.

Эмоции какого зрителя вы хотите пробудить?
— Я счастлива, что сегодня искусство доступно. Надеюсь, что в моем творчестве зритель сможет найти то, что ищет, раскроет те глубины, на которые способен, и получит те эмоции, в которых нуждается.

Весь арт-мир знает вас, прежде всего, как художника. Проект THE RAPE OF EUROPA включает в себя несколько элементов арта – фото, музыку, видео. Почему не живопись?
— Слово «художник» не является синонимом слова «живописец», скорее, художник – это творец. Поэтому не имеет значения, какими средствами доносить свою идею. Я всегда старалась соединять на выставках разные художественные приемы, чтобы помогать зрителю проникать в мой художественный мир. Новый проект – это эксперимент попробовать другие жанры и техники, но суть, надеюсь, не поменяется

Говорят, что самый честный критерий искусства — это «мурашки» по телу. Они либо есть, либо их нет. Чье творчество вызывает у вас такие переживания?
— Все не так просто, но мне повезло неоднократно соприкасаться с настоящими шедеврами. От одних текут слезы, от других душа отделяется от тела, и чувствуешь, как она парит в вышине. Бывают и такие, которые ощущаешь каждым волоском. А табун мурашек — для меня это Лукас Кранах и все раннее Возрождение вместе с ним.

Ориентируетесь ли вы на тенденции арт-рынка в своем творчестве? Какие они?
— Стараюсь быть в курсе того, что происходит, сегодня это совсем не сложно. Основные изменения, которые можно наблюдать в истории искусства, это смены лидирующих позиций между формой и содержанием. Сегодня, несомненно, преобладает содержание, однако такое, которое стремится найти совершенные формы.

Каким вы видите искусство будущего?
— Целостным. В соединении мастерства, высоких технологий и духовного наполнения.
Что нужно делать молодому художнику, чтобы стать успешным?
— Нужно очень много работать и любить. Как можно больше!

Какие мечты вы уже осуществили, а какие только предстоит?
— Мечты — это то, что нас делает людьми, что заставляет сиять глаза и помогает быть счастливыми. У меня их много и очень разных, и наверно, именно поэтому я никогда не страдала депрессией. А еще чем мечта нереальнее, тем больше шансов на ее осуществление.
Есть одна заветная мечта, которая касается как раз творческого пути: хочется создать нечто такое, что сможет стать символом переломного момента в истории искусств. Например, как «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Комментарии запрещены.