Достопримечательности Ярославля. 76 мест которые стоит посетить

Достопримечательности Ярославля76 мест, которые стоит посетить!

История Ярославля

В ожерелье древнерусских городов, опоясавших Москву, Ярославль сияет особенно ярким светом. Прекрасные памятники прошлого, дошедшие до наших дней, определяют неповторимый облик города.
История Ярославля
Церковь Богоявления. 1684–1693

Улицы, площади и набережные Ярославля — это своеобразный музей, «экспонаты» которого, это великолепные архитектурные сооружения — созданные планировкой XVIII в. Прекрасные видовые перспективы берегов Волги и поймы Которосли, создают непрерывную цепь зрительно связанных между собой ансамблей. Даже беглое знакомство с городскими достопримечательностями оставляет неизгладимое впечатление.

Над городом проносились войны, пылали пожары, неоднократно менялся облик его улиц и площадей. Но из поколения в поколение оставалось неизменным значение Ярославля как одной из величайших сокровищниц древнерусского искусства.

Древний русский город Ярославль на крутом волжском берегу стал в наше время одним из популярных туристских центров.

С высокого обрывистого мыса на правобережье Волги, у места слияния с ней реки Которосли, открываются великолепные виды на необъятные дали Заволжья, оживленные серебристой лентой реки, на панораму закоторосльной части города, украшенной цепью древних величественных храмов. Именно, на Стрелке, начиналась многовековая история Ярославля — одного из древнейших русских городов.

В период образования Киевского государства на этом месте уже стояло древнее языческое святилище и был расположен поселок потомков угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением. Легенды называют это селище «Медвежьим углом». Его жители занимались земледелием, охотой и рыболовством, участвовали в торговле со Скандинавией, Волжской Болгарией, странами Ближнего Востока. Вокруг, в радиусе 10–12 км, существовало еще несколько таких же селищ, обитатели которых оставили грандиозные курганы-некрополи.

Местоположение поселка было очень выгодным в военном отношении. Он контролировал устье Которосли, соединявшей с Волгой один из крупнейших городов того времени — Ростов Великий. В начале XI в. воины ростовского князя Ярослава Мудрого (ставшего позднее великим князем киевским) взяли штурмом поселок и сожгли главное языческое святилище.

По преданию, сам князь тяжелым боевым топором зарубил священного медведя и приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени Ярославлем. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII в. герб города, изображающий медведя с трезубцем, позже замененным секирой. Основанный как оплот княжеской власти в этой части Поволжья, Ярославль, однако, еще долгие годы хранил традиции мятежных языческих времен. Знаменательно, что первое упоминание города содержится в летописном рассказе о крупнейшем восстании смердов 1071 г. Его возглавляли «два волхва от Ярославля».

В XI–XII вв. Ярославль оставался небольшим сторожевым пунктом на беспокойной окраине Ростово-Суздальского княжества, волжским форпостом своего «старшего брата» Ростова Великого. На много километров вокруг видны были с крепостных стен окрестные низменные дали. Отсюда удобно было наблюдать приближение караванов торговых судов или разбойных вражеских ладей. Со стороны всполья крепость защищал глубокий Медведицкий овраг.

Город жил под постоянной угрозой вражеского нашествия. В 1152 г. он был внезапно окружен волжскими болгарами, и ростовцы пришли на помощь и победили болгар в осажденном Ярославле.

На рубеже XII–XIII вв. в связи с оживлением волжского торгового пути на развитии Ярославля начала сказываться выгодность его географического положения. Временем его наивысшего расцвета в до монгольский период было правление ростовского князя Константина Всеволодовича (1207–1218) и его сына Всеволода (1218–1238). Именно в это время город все чаще упоминается на страницах ростовского летописания.

Князь Константин в 1218 году разделил свои владения между двумя сыновьями: «посла сына своего старейшего Василька на стол Ростову, а Всеволода на Ярославль».

Так в период усиления феодальной раздробленности Ярославль стал стольным городом нового княжества, которому принадлежали «Угличе поле, Молога и страны Заволгские до Кубенского озера». Возвышение города определило начало больших строительных работ, затронувших в первую очередь территорию княжеской резиденции на Стрелке.

Облик княжеской усадьбы XIII в. можно проследить только по сравнительно поздним летописным источникам и данным археологических раскопок. Крепость была деревянной. Вокруг небольшой, вымощенной бревнами площади теснились избы дружины и многочисленной челяди. Над ними возвышался двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями.

В 1215 г. Константин «заложил церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя святые Богородицы Успения». Эта первая каменная постройка города, стоявшая в центре кремлевского ансамбля на Стрелке, не сохранилась. Она известна лишь по отдельным археологическим находкам. В ее стены из тонкого кирпича (плинфы) были вставлены белокаменные рельефы с орнаментами и масками. Цветной «ковер» пола из поливных керамических плиток был одним из главных украшений интерьера Успенской церкви.

Каменное строительство развернулось и в загородном княжеском Спасском монастыре, основанном во второй половине XII в. В 1216 г. здесь был заложен каменный Спасо-Преображенский собор, завершенный постройкой в 1224 г. В 1218 г. у юго-восточного угла еще недостроенного собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, по преданию, в память образования Ярославского княжества. Эти монастырские сооружения, как и княжеская Успенская церковь в кремле не сохранились.

Спасо-Преображенский собор, выложенный из плинфы, украшенный белокаменными резными деталями-вставками, был большим трехапсидным крестовокупольным храмом, возможно, с притворами, характерными для целой группы памятников начала XIII в. По богатству художественной обработки фасадов он не уступал наиболее значительным сооружениям своего времени.

Ярославль в начале XIII в. разросся далеко за пределы существовавшей тогда крепости. Следы застройки этого времени найдены археологами за Медведицким оврагом. Вдоль поймы Которосли и, возможно, с напольной стороны город ограждался тыном. О размерах Ярославля этих лет можно судить по летописному известию об огромном пожаре в 1222 г. Такое количество церквей само по себе свидетельствует о значительной величине города.

Спасский монастырь, расположенный у главной переправы через Которосль охранял западные подступы к городу. С севера его защищал Петровский монастырь, возникший в начале XIII в. в полутора километрах от кремля вверх по Волге. В дальнейшем застройка Ярославля развивалась в пределах треугольника между кремлем, Спасским и Петровским монастырями. Впоследствии этот участок стал основной территорией городского посада.

Восточная стена Спасского монастыря. 1635–1646
Восточная стена Спасского монастыря. 1635–1646

При князе Константине, библиофиле и покровителе искусств, Спасский монастырь стал крупным культурным центром края. Здесь было организовано первое на северо — востоке Руси училище, в 1214 г. переведенное в Ростов Великий. По преданию, в монастырской библиотеке, где велась переписка книг, хранилось большое собрание русских и греческих рукописей. Здесь могло быть создано и сохранившееся до наших дней Спасское евангелие первой трети XIII в.

В начале XIII в. в связи со строительством новых храмов в Ярославле большое значение приобрела иконопись. Местные иконы этого времени свидетельствуют о большом художественном таланте и мастерстве их создателей, обучавшихся в древнейших культурных центрах Руси.

Блестящий расцвет богатого волжского города на долгие годы прервало начавшийся монгольское нашествие. Как и остальные среднерусские города, Ярославль в 1238 г. был разорен и сожжен. Уже в ближайшие десятилетия яростное сопротивление «черных людей» Ярославля власти Золотой Орды выдвинуло их в первые ряды борцов с иноземным игом. Восстания заканчивались жестокими расправами ханских ставленников, которые каждый раз «царевым повелением мсти обиду свою». Один из самых трудных кровопролитных боев с татарами произошел, по преданию, 3 июля 1257 г. Ярославцы понесли в нем огромные потери. С тех пор место боя — невысокая гора за Которослью, хорошо видимая со Стрелки, стала называться Туговой горой (горой печали). Но неудачи не останавливали жителей свободолюбивого города. Они продолжали борьбу с Ордой и в XIII и XIV вв. На Куликовом поле в 1380 г. ярославская дружина стояла на левом фланге войска Дмитрия Донского.

В XIV — первой половине XV в. ярославские князья, сохраняя видимость политической независимости, никогда, однако, не претендовали на ведущую роль в междоусобной борьбе среднерусских княжеств. Со времен Ивана Калиты они были постоянными верными союзниками Москвы. Дмитрий Донской заключил с ярославскими князьями договор: «а князи велиции и ярославски с нами один человек». В последующей ожесточенной борьбе московского князя за объединение русских земель договор этот никогда не нарушался. Местное предание относит к этому периоду возникновение слободы Тверицы за Волгой, куда великий князь якобы переселил жителей враждебной ему Твери.

В 1463 г., когда полная потеря политической самостоятельности стала для Ярославля уже неизбежной, последний удельный князь Александр Федорович, по прозвищу «Брюхатый», и духовенство Спасского монастыря предприняли слабую попытку усиления авторитета местного княжеского рода. Они инсценировали торжественное открытие «чудотворных мощей» родоначальника дома ярославских князей Федора Ростиславича (Черного) и его сыновей Давида и Константина, захороненных в монастыре на рубеже XIII–XIV вв. В 1467 г. Федор Черный и его сыновья были все-таки канонизированы в качестве очередных святых русской церкви, что необычайно упрочило положение Спасского монастыря.

В 1463 г. договорная грамота между Иваном III и Александром Федоровичем формально закрепила уже традиционную вековую зависимость Ярославля от Москвы и мало чем изменила положение города. Такое спокойное, без борьбы и крови, включение Ярославля в состав Русского государства сыграло решающую благоприятную роль в его дальнейшем развитии. Характерно, что город еще некоторое время сохранял отдельные привилегии столицы удельного княжества, в частности право чеканки монет.

За период существования самостоятельного удельного княжества, длившегося после монгольского нашествия два с четвертью века, история Ярославля мало известна. Ясно лишь, что напряженная обстановка антиордынских народных восстаний, княжеские междоусобицы, отсутствие у ярославских удельных князей сколько-нибудь широких политических притязаний и постепенное «захудание» местного княжеского рода.

После присоединения к Москве в искусстве Ярославля заметно усиливаются влияния столичной художественной культуры. В первой половине XVI в. московские зодчие и художники работали здесь зачастую рука об руку с местными мастерами.

Начало века ознаменовалось в Ярославле большими строительными работами, которые проводились по инициативе Московского правительства. После огромного пожара 1501 г. по указу великого князя Василия III столичными мастерами был выстроен новый городской Успенский собор в кремле, заменивший собой разрушенную во время пожара княжескую церковь XIII в. Долгие годы собор оставался архитектурным центром Ярославского кремля. Впоследствии неоднократно перестраивавшийся, этот интересный памятник, к сожалению, не дошел до наших дней.

Своеобразный комплекс Святых ворот дошел до наших дней в искаженном виде, с некрасивой поздней крышей. Тем не менее он представляет большой интерес как древнейшее фортификационное сооружение и единственный сохранившийся памятник успешной двадцати четырех дневной обороны монастыря против отрядов «тушинцев» в 1609 г. — крупнейшего события в истории Ярославля.

В течение нескольких столетий укрепления монастыря, как и Ярославский кремль, строились и перестраивались из дерева. Только в XVI в. появились первые монастырские каменные оборонительные сооружения. Их строительство было вызвано усилившимся вниманием московского правительства к Ярославлю в период напряженной и упорной борьбы за окончательное присоединение Поволжья к Русскому государству.

После возведения в 1550–1580 гг. каменных стен и башен Спасский монастырь стал одной из сильнейших крепостей Поволжья. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна». Крепость эта значительно превосходила обветшавшие укрепления на Стрелке, которые польский автор в 1606 г. характеризовал следующим образом: «В Ярославле есть крепость довольно обширная, но слабая. Каменных зданий нет, кроме одного Спасского монастыря, обнесенного каменною стеною. Кремль сгнил, ограда его обвалилась. Крепость обнесена низким валом».

Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. 1506–1516
Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. 1506–1516

1608–1609 гг. отмечены в истории Ярославля ожесточенными боями. В апреле — мае 1609 г. приверженцы «тушинского вора» двадцать четыре дня осаждали наскоро укрепленный кремль. Успехом в его обороне ярославцы во многом были обязаны новым каменным укреплениям Спасского монастыря. Благодаря им отряды тушинцев оказались «между двух огней» и вынуждены были отступить.

В 1612 г. благоустроенный Спасский монастырь, наиболее надежная цитадель города, стал главной штаб-квартирой Минина и Пожарского в период сбора ополчения. В 1613 г. здесь останавливался Михаил Романов, направлявшийся в Москву для «венчания на царство». Монастырские власти не замедлили воспользоваться своей активной ролью в событиях, приведших к власти новую династию. Еще до полной ликвидации «смуты» они вновь добились права беспошлинной разработки и перевозки «безо всякой задержки известкового камня, хоромного и дровяного леса на церковное и монастырское строение» и в ближайшие годы развернули большие строительные работы. Наиболее значительной из них явилась коренная перестройка в 1621–1646 гг. оборонительных сооружений монастыря, в значительной части сохранившихся до наших дней. Из первоначальных каменных построек монастырской крепости XVI в. в их состав вошли лишь частично Святые ворота и стена угловой северо-западной башни, включенная в состав новой северной стены у Богородской башни. Новые укрепления XVII в. были «старые стены толще и выше гораздо». Они состояли из шести башен, расположенных на углах или изломах стен (из них сохранились две), перестроенных Святых и новых Водяных ворот и прясел стен между ними.

Южный фасад монастыря, обращенный к Которосли, оставался главным вплоть до 1780-х гг. Здесь на стыке двух прясел стен находится самый мощный оборонительный узел — Святые ворота. Его внешний вид запечатлен на гравюре 1731 г. А. Ростовцева. К. сожалению, именно южная линия монастырских укреплений пострадала больше других. Исчезла Глухая башня с каменным шатром; на месте угловых башен в 1803–1804 гг. появились две небольшие декоративные башенки; крепостные стены заменила невысокая ограда. Невдалеке от Святых ворот сохранились Водяные ворота — хозяйственный въезд, выстроенный, однако, с явным расчетом на серьезную оборону. С внешней стороны ворота не выступают за линию стен. Их арочный проем некогда закрывался массивными металлическими створами. Узкий сводчатый проезд расчленен на отдельные отсеки, простреливавшиеся с монастырской территории. В толще наружной стены сохранилась комната привратника со щелевидными смотровыми окнами. Боевая площадка над воротами предназначалась для установки большой пищали.

Лучше других сохранился северный фасад монастырской крепости XVII в. Фланкируемый двумя массивными квадратными башнями, он потерял лишь среднюю, Конюшенную, башню, на месте которой уже в XIX в. была устроена въездная арка. В XVIII в. был засыпан глубокий ров, защищавший монастырские стены с внешней стороны.

Северо-западная Богородская башня 1623 г. стоит на глубоком подвале с потайным ходом. Северо-восточная Угличская проездная башня 1635 г. (от ворот которой начиналась дорога на Углич) имеет свою особую историю. Построенная на месте деревянной башни, входившей в состав городских укреплений Земляного города, она является своеобразным памятником многолетней борьбы ярославских посадских людей с могущественным Спасским монастырем, стремившимся расширить и укрепить свою власть на городском посаде. В XVII в. монастырь входил в число крупнейших восьми монастырей Замосковья, владевших десятками тысяч крепостных крестьян. В Ярославле ему принадлежали большие слободы Спасская, Богоявленская, Крохина, Меленки — всего более 300 дворов; он был могущественным феодалом-вотчинником, по своему богатству оставившим далеко позади измельчавших потомков ярославских владетельных князей.

Глухое недовольство посадских людей соседством этого монастыря-феодала, все дальше простиравшего свою властную руку, вылилось в 1635–1646 гг. в открытые столкновения при строительстве восточной части монастырских укреплений. За восточной монастырской стеной (первоначально расположенной по линии корпуса келий) издавна существовал проезд, шедший вдоль вала Земляного города. «А тот городовой осыпной вал от монастыря близко и над монастырскою стеною возведен высоко и с того осыпного городового валу в монастыре все видеть», — жаловались монастырские власти царю и просили присоединить к ним эту городскую территорию. Горожанам, протестовавшим против этого, не помогли даже рукопашные схватки с монастырскими служками. Победа при покровительстве царя и патриарха оказалась на стороне монастыря. Его угловые Угличская и Михайловская башни были все-таки поставлены на месте бывших городских ворот, а восточная стена встала на месте укреплений Земляного города. Однако все это происходило уже накануне событий, значительно подорвавших авторитет и экономическую основу монастыря в Ярославле: в 1648 г. все его городские владения царь Алексей Михайлович вынужден был передать посаду.

Угличская башня Спасского монастыря. 1635. Фрагмент
Угличская башня Спасского монастыря. 1635. Фрагмент

Ожесточенная борьба города со Спасским монастырем, возглавляемая наиболее влиятельными людьми на посаде, длилась десятилетиями и во многом определила общественную жизнь города в первой половине XVII в.

В середине XVI в. через Ярославль пролегли пути, связывающие Москву с Белым морем и Западной Европой и север со странами Востока; здесь же прошла дорога в Западную Сибирь. Ярославль стал крупнейшим центром внутренней и международной торговли. Здесь, обычно не заезжая в Москву, начинали путешествие в восточные страны агенты Лондонско-Московской компании. В XVI в. в городе появились английская, а затем голландская и немецкая фактории. К 1630 г. в Ярославле было 29 дворов «голландских торговых немец и разных земель иноземцев». Отсюда с крупнейших в стране судостроительных верфей спускались на воду многочисленные суда, большими караванами отправлявшиеся вниз по Волге. Многие изделия ярославских ремесленников пользовались большим спросом за границей.

Во второй половине XVI в. неизмеримо вырос ярославский посад. Город окружили тесным кольцом многолюдные слободы. Наиболее зажиточная верхушка «лучших» посадских людей постепенно приобрела здесь огромную власть. Разбогатевшие торговые люди начали выступать как заказчики разнообразной церковной утвари, а затем и церквей. Но выстроенные из дерева все посадские храмы XVI в. бесследно исчезли при последующем бурном развитии города. Сохранилось лишь несколько икон XVI в. из древнейших посадских деревянных церквей Благовещения (стоявшей на месте церкви Николы Надеина), Никиты-мученика, Спаса на Городу, Николы Мокрого и некоторых других. В этих произведениях виден уже сложившийся определенный стиль, характерный для творчества местных художников, тесно связанных с посадом. Общие черты современного им искусства переплетаются в этих иконах с традициями, восходящими к XIV в.

В начале XVII в. богатое ярославское купечество, терпевшее большие убытки из-за всеобщего разорения, в связи с польско-литовской интервенцией, активно включилось в борьбу за быстрейшее прекращение смуты.

Посадский мир под руководством земских старост твердо и непоколебимо сохранял верность Москве.

В 1612 г. Ярославль на полгода стал фактической столицей Русского государства, куда собралось около двадцати пяти тысяч ополченцев. Это всколыхнуло все слои городского населения. Влиятельные ярославцы вошли в состав Совета всей земли — временного правительства, где вместе с «выборным человеком всей земли» Кузьмой Мининым решали, «как бы земскому делу быть прибыльнее», и подписывали вслед за «людьми» Строгановых платежную ведомость на ополчение и знаменитую апрельскую грамоту князя Пожарского, призывавшую на борьбу с врагом. Они же в составе Совета обсуждали важнейший по тому времени вопрос, как «в нынешнее конечное разорение … выбрати общим советом государя», а через полгода в Москве присутствовали на торжественной церемонии его избрания. При раздаче новых жалованных грамот в 1613 г. несколько наиболее видных торговых людей Ярославля были включены в самую привилегированную группу «московских государевых гостей», что открыло перед ними широкие горизонты торгового и промышленного предпринимательства.

Именно эти могущественные купеческие династии выступают как основные заказчики первых каменных храмов Ярославля XVII в. В их облике они неизменно стремятся запечатлеть свою растущую социальную и экономическую мощь, свое временное сближение с двором и феодальной знатью.

В центре древнего посада, там, где находились некогда богатые усадьбы «государевых гостей», открывшие период расцвета ярославского каменного зодчества. Древнейшим из них является церковь Николы Надеина на Волжском берегу (1620–1622 гг.; угол Народного и Волкова переулков).

Сам Надея Светешников, ставший при Михаиле Федоровиче одним из крупнейших агентов по закупке товаров «для царского обихода», держал в своих руках многочисленные торговые и промысловые предприятия по всей территории России — от Архангельска и Олонца до Астрахани и от Пскова до глубинных районов Сибири, в Мангазее, Якутске и Жиганске. Здесь он вел большие строительные работы, используя даровой труд «работных людей», в том числе и ярославцев, «отбывавших свое изделие» за долги.

Огромные богатства позволили Светешникову удовлетворить честолюбивые желания, казалось доступные лишь верхам феодального общества. Он не только выстроил каменную приходскую церковь, но и соорудил при ней Благовещенский придел, задуманный как личная капелла, в которой он слушал церковную службу в узком кругу приближенных к нему особо избранных лиц.

Подклет самой церкви одновременно служил и усыпальницей его семьи и складом для товаров и казны.

В 1630-е гг. на ярославском посаде появились новые каменные храмы. Почти одновременно с несохранившейся церковью Леонтия Ростовского 1635 г. была заложена и церковь Рождества Христова на Волге. Ее первыми заказчиками были посадские люди Дружина и Гурий Назарьевы, видные участники народных ополчений 1608 и 1612 гг.

Династия купцов Назарьевых-Гурьевых славилась своей предприимчивостью. Они совершали торговые путешествия в восточные страны, разведывая пути «к индийским землям богатым и в Бухару». Именно там бирюзово-цветистая облицовка медресе и минаретов, в орнамент которых вплетались ленты восточных текстов, могла впервые поразить воображение ярославских гостей. «Наймуя великой дорогою ценою», возили Гурьевы со своей родины мастеров к верховьям реки Яика строить собственную каменную крепость. На ее месте высится сейчас город, сохранивший их имя — Гурьев.

Вторая половина XVII столетия была периодом наивысшего развития экономики и культуры древнего Ярославля. Его многочисленный торгово-ремесленный посад, широко раскинувшийся вдоль берегов Волги и Которосли, был после Москвы крупнейшим в стране. Далеко за пределами Ярославля славились его великолепные изделия из кожи, серебра, набойные полотняные ткани, резьба по дереву, кузнечные поковки, изразцы.

Благосостояние городских верхов, среди которых находилась шестая часть государевой гостиной сотни, определило в середине века быстрый рост в Ярославле каменного строительства. Внешним толчком для его расширения послужил огромный пожар 1658 г., «в одночасье» уничтоживший весь деревянный город: около 1500 домов и ремесленных мастерских, три монастыря, 29 церквей, торговые ряды, крепостные сооружения, мосты. Рядовая застройка в Ярославле и после этого пожара оставалась в основном деревянной. Однако наиболее значительные здания теперь старались возводить из кирпича.

Церковь Николы «Рубленый город». 1695
Церковь Николы «Рубленый город». 1695

В 1658 г. Ярославль навсегда лишился кремля — Рубленого города. На месте его сгоревших деревянных укреплений на Стрелке в 1660-х гг. возвели три каменные башни. Дальнейшее строительство новых укреплений было прекращено, «потому что на то городовое каменное дело денег в Ярославле нет». Древнейшую часть города с этих пор отделял от посада только неглубокий Медведицкий овраг, через который были перекинуты мосты. Зато был значительно укреплен второй пояс городской обороны — Земляной город, защищавший посадскую территорию по линии современных Первомайского бульвара и Комсомольской улицы. Высокий земляной вал с деревянным острогом и башнями, а также ров, наполненный водой, были сооружены здесь еще около 1536 г. по распоряжению матери Ивана Грозного — Елены Глинской (возможно, на месте еще более древних укреплений). В 1658–1660 гг. вместо сгоревших деревянных построек были выстроены 16 новых каменных башен. Крепостных стен между башнями не было. Только со стороны Которосли у Медведицкого оврага было выведено прясло стены длиной 43 м. Сохранились две проездные башни этого времени: Волжская (Арсенальная) на берегу Волги и Власьевская (Знаменская) на Комсомольской улице. Их огромные массивы в древности были укреплены с внешней стороны вторыми отводными башнями-захабами и увенчаны высокими деревянными шатрами с дозорными вышками. В сводах проездов до сих пор сохранились щели для опускных решеток — герс. Даже испорченные позднейшими переделками, они и сейчас имеют внушительный вид подлинно крепостных сооружений, особенно Власьевская башня. Под ней было «два тайнишных всхода с нижними боями».

Один из первых каменных жилых домов XVII в., известный нам, к сожалению, только по более позднему чертежу, принадлежал влиятельному посадскому человеку, земскому старосте Г. Е. Мякушкину. Он стоял на берегу Волги против съезда к реке, еще недавно носившего имя владельца усадьбы.

В конце XVII в. каменное жилое строительство, ранее доступное лишь самым состоятельным торговым людям и промышленникам, несколько расширилось. Новые каменные дома на подклетах стали появляться не только в центре города, но и в слободах.

В 1660-1690-х гг. на посаде и в слободах на месте старых деревянных церквей вырастали один за другим многочисленные каменные храмы. Они строились на средства жителей прихода или целой слободы, принадлежавших к той же ремесленной среде (или вышедших из нее торговых людей), что и создатели этих великолепных сооружений. В них запечатлен коллективный труд талантливых работных людей Ярославля — мастеров каменного дела и «стенного писания», кузнецов, медников, резчиков по дереву, иконописцев. Это было время наиболее интенсивной творческой жизни древнего посада.

стенописание

Среди ярославских построек второй половины XVII в. значительную группу составляют большие пятиглавые четырехстолпные храмы. Местные особенности их архитектуры уже были заложены в памятниках предшествующей поры — церквах Ильи Пророка и особенно Иоанна Златоуста в Коровниках. В дальнейшем продолжались поиски новых форм галерей-папертей, крылец, совершенствовались пропорции колоколен; излюбленной формой завершения приделов оставались шатры. Но в целом сохранялся удачно найденный ранее тот тип храма, который в современной литературе нередко именуется соборным. При четырехстолпной конструкции ярославские храмы, как правило, вдвое больше современных им московских бесстолпных церквей. Вместе с тем в их композиции чувствуется стремление к максимальной компактности и целостности силуэта. Большинство церквей лишено подклета. Наиболее ранними произведениями этой группы являются церкви Николы Мокрого и Спаса на Городу.

Церковь Николы Мокрого. 1665–1672
Церковь Николы Мокрого. 1665–1672

Их современник — церковь Николы в Мельницкой слободе — открыл серию пятиглавых храмов, в которых приделы отсутствуют или перестают играть сколько-нибудь заметную роль в композиции. Таковы церкви Вознесения, Дмитрия Солунского, Федоровской богоматери, Крестовоздвиженская. Строительство этих больших приходских храмов затягивалось на долгие годы, а галереи достраивались иногда вплоть до середины XVIII в.

Творческая мысль ярославских зодчих этого времени была направлена в значительной степени на совершенствование декоративного убранства. При всей несхожести объемно-композиционного решения таких ведущих сооружений эпохи ярославских церквей Богоявления, Иоанна Предтечи и несохранившейся церкви Петра и Павла на Волге, их объединяют общие принципы убранства фасадов. Новый декор, обогативший тогда уже старые постройки церкви Иоанна Златоуста и Николы Мокрого, приобщил их к этой же группе наиболее прославленных ярославских памятников.

Строительство большого количества новых храмов после пожара 1658 г. вызывало к жизни многочисленные заказы на богатую церковную утварь. В этот период в Ярославле насчитывалось более 40 серебряников, 100 кузнецов, 20 медников. В их изделиях в полную меру сказалась народная любовь к жизнерадостной декоративности, бесконечной изобретательности орнаментов. Изделия ярославских серебряников — церковные чаши (потиры), тарелки, ковчеги (дарохранительницы), кадила и венцы икон — украшены рельефной чеканкой растительных мотивов с вплетениями сказочных птиц и животных и тонкой, но густой линейной резьбой. Своеобразна чисто местная форма потиров. Имеющиеся на этих замечательных памятниках ювелирного искусства надписи о времени и месте их создания позволяют конкретизировать наше представление о богатом убранстве многих ярославских храмов. Уникальны по форме и многочисленные венцы на окладах ярославских икон со скульптурными фигурами летящих ангелов, поддерживающих «коруну». Великолепная глубокая чеканка растительного орнамента украшает церковные дарохранительницы, у которых крышки воспроизводят формы высоких кровель с полицами древнерусских палат.

Многочисленные памятники монументального зодчества второй половины XVII в. разбросаны по всей территории древнего города. В сочетании с сохранившимися следами старой топографии они восстанавливают перед нами архитектурно-художественный облик и планировку средневекового Ярославля в период его наивысшего расцвета.

Древнейшая часть города в треугольнике между Стрелкой и Медведицким оврагом в XVII–XVIII вв. оставалась резиденцией высшего духовенства и правительственных чиновников. К сожалению, большинство стоявших здесь зданий давно уже уничтожено.

На Стрелке, против существовавшего здесь спуска к реке, находился воеводский двор с высоким каменным домом на подклете, сменивший на рубеже XV–XVI вв. усадьбу ярославских удельных князей. Рядом, на большой городской площади, на месте старой княжеской церкви стоял пятиглавый Успенский собор начала XVI в. На протяжении XVI–XVII вв. он неоднократно перестраивался. Громада этого величественного памятника, сохранившего в своей архитектуре торжественность и значительность древних городских соборов, высокий столп его восьмигранной шатровой колокольни замыкали панораму города с Волги, от Московской дороги и Которосли. Между воеводским двором и высоким обрывом к Которосли в 1660-х гг. поставили три каменные крепостные башни.

К северу от Успенского собора вдоль берега Волги в XVII в. располагалась обширная усадьба ростовского митрополита, выстроенная на случай его приезда в Ярославль. В 1680-х гг. зодчие ростовского владыки Ионы Сысоевича поставили здесь новые каменные жилые палаты, церковь Леонтия Ростовского и многочисленные хозяйственные постройки, значительно превосходившие размеры соседнего воеводского двора. От этого комплекса сохранились Митрополичьи палаты (Волжская набережная, 1).

К северу от митрополичьих палат уже видна граница кремля. Под обрывом высокого берега стоит испорченная переделками Волжская крепостная башня, контролировавшая подход к Медведицкому оврагу. Против нее, почти на краю оврага, высится церковь Тихона 1825–1831 гг. (Волжская набережная, 3), поставленная на месте памятника XVII в. По преданию, здесь в XI в. была срублена первая христианская церковь Ильи Пророка.

Остатки Медведицкого оврага в недавние годы превращены в спортивные площадки; его средняя часть уже давно перекрыта дамбой, где в XVII в. был Фроловский мост (по имени стоявшей неподалеку церкви Фрола и Лавра XVII в.).

Против выхода Медведицкого оврага к пойме Которосли, на месте древней надвратной деревянной часовни, высится церковь Николы «Рубленый город» 1695 г. (Набережная р. Которосли, 8). Она выстроена на средства посадских людей судостроителей, чьи верфи располагались здесь же под обрывом. Это один из самых очаровательных посадских храмов простейшего типа с трапезной. Три основных объема — собственно храм, трапезная, колокольня — объединены в единый архитектурный организм.

Церковь Николы построена в юго-западной части Рубленого города, память о котором сохранилась в ее названии. За ней начинается пологий спуск на Подзеленье — низкий берег Которосли, где стояла одна из самых мощных крепостных башен Земляного города. Через башенные ворота шла дорога к древнему торгу на посаде.

В 1672 г. на средства посадских людей была выстроена церковь Спаса «на Городу» (Набережная р. Которосли, 10

Церковь Спаса «на Городу». 1672
Церковь Спаса «на Городу». 1672

За неглубоким оврагом Нетечей (на месте которого находится теперь спускающийся к Которосли Мукомольный переулок) в 1657 г. была выстроена церковь Петрамитрополита — небольшой бесстолпный храм с обширной низкой трапезной. Его прямоугольный четверик, вытянутый по оси севера-юг, первоначально был увенчан двумя приземистыми шатрами. Это один из ранних памятников, воплотивших в камне излюбленную в древнем Ярославле шатровую форму завершения храмов.

Наиболее значительным архитектурным комплексом этого района города остается, как и в старину, один из самых популярных ярославских ансамблей — церковь Николы Мокрого 1665–1672 гг. и церковь Тихвинской богоматери 1686 г. (ул. Чайковского, 1).

Федоровская церковь. 1687
Федоровская церковь. 1687

Одним из интересных архитектурных памятников Ярославля, является Федоровская церковь 1687 г. Очень показательна история сооружения этого храма, записанная ее современниками в пространной «Повести … о создании Федоровской церкви». Как и большинство посадских храмов, она создавалась на коллективные средства окрестных жителей, которые принимали участие в обсуждении форм будущей постройки. Так как в качестве образцов были предложены две церкви — Петра-митрополита в Спасской слободе и Вознесения в Кондаковой слободе (обе за Земляным городом), то решили обмерить и выбрали, как более крупную и значительную, вторую из них.

В Федоровской церкви сохранился резной позолоченный иконостас 1705 г.

В панораме правобережья Которосли господствующее положение занимает церковь Иоанна Предтечи 1671–1687 гг., главный храм Толчковской слободы, вызванный к жизни соперничеством богатых закоторосльных слобод.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. 1671–1687.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. 1671–1687. Вид с востока

В XVI в. в Ярославле бывали многие иностранные путешественники, купцы, оставившие краткие, выразительные, но часто противоречивые сведения об облике города, его постройках, экономике. К середине XVII в. тон сообщений стал уже единодушным. Родес считал его одним из важнейших торговых городов Европы, который имеет «по сравнению со всеми другими русскими городами большой провоз как сушей, так и водой». Кильбургер характеризовал Ярославль как город «знаменитый во всех отношениях». Многие путешественники отмечали живописность и красоту его естественного местоположения.

Более подробные описания «одного из знатнейших городов России» и его изображения появляются в конце XVII — первой половине XVIII в. Среди них выделяются исторически правдивые сведения голландского художника Карла Лебреня (Корнелия де Бруина), посетившего Ярославль дважды, в 1702 и 1708 гг. По приезде в город, разместившись в Тропиной слободе за Которослью, он «съездил на санях на Волгу, чтобы снять вид с города». По словам художника, «самый город довольно обширен, почти четырехуголен и снаружи очень красив по множеству находящихся в нем каменных церквей. Есть в нем и дома каменные, но большая их часть деревянные, равно как и четыре моста, ведущие от домов к реке. В северной части с реки видны дома с каменной церковью. Со стороны суши он кажется красивее и огромнее, чем с остальных сторон, что зависит от красоты многих церквей, и поэтому его можно принять за один из лучших городов России. Здесь живет множество значительных купцов, изготовляется лучшая юфть, щетина и полотна; но особенно славится и достойна удивления красота здешних женщин, которые в этом отношении превосходят всех женщин России».

После открытия портов международной торговли в Петербурге и Прибалтике поток товаров через Архангельск резко сократился. В связи с этим в начале XVIII в. Ярославль пережил временную экономическую депрессию, которая, однако, оказалась недолгой. Промышленное развитие города быстро компенсировало утраченные выгоды от участия во внешней торговле.

Из 180 предприятий, существовавших в Ярославле к 1770 г., наиболее значительным была Большая мануфактура — полотняная фабрика купца Затрапезнова, основанная в 1722 г. Ее постройки и инженерные сооружения, расположенные на правобережье Которосли в районе Толчковской слободы, уже в XVIII в. стали основным градообразующим фактором в закоторосльной части Самый большой и глубокий сливной пруд соединялся с Которослью нешироким прямым каналом. В качестве дополнительных источников движущей силы использовались и две громадные ветряные мельницы.

В северо-восточной части заводской территории был разбит небольшой регулярный сад, рядом с которым размещались особняк управляющего и заводская контора. Планировка этого сада представляла собой строго центричную композицию, известную в истории садово-паркового искусства под названием «двойной конверт». Вдоль аллей сада стояли многочисленные мифологические скульптуры, на перекрестках аллей били мощные фонтаны. Его композиционным центром служила небольшая деревянная часовня, увенчанная высоким позолоченным шпилем. На зеленых газонах были высажены цветы и стриженые шпалеры кустарников. Высокие деревья оформляли только контуры широкой обходной аллеи, окружающей этот необычный для Ярославля памятник садово-паркового искусства.

Ярославская Большая мануфактура. Гравюра А. Ростовцева. 1731. Фрагмент
Ярославская Большая мануфактура. Гравюра А. Ростовцева. 1731. Фрагмент

К середине XVIII в. Большая Ярославская мануфактура, переключившаяся на производство парусного полотна для военного флота, расширила свое производство. Новые корпуса уже не укладывались в рамки старого замкнутого фабричного участка. Прибавилось число и изменилась форма прудов. Никому не нужный парковый «парадиз» постепенно пришел в упадок.

Сегодня старая планировка Большой Ярославской мануфактуры с трудом прослеживается в расположении спущенных, заросших и потерявших первоначальную форму прудов. Она смутно проступает в расположении старых деревьев, растущих на месте фабричного сада. Наиболее значительная из сохранившихся построек этого старейшего ярославского промышленного предприятия — Петропавловская церковь, заменившая в 1736–1742 гг. старую деревянную часовню. Это сооружение имеет для истории ярославского зодчества особое значение.

Церковь Петра и Павла. 1736–1742
Церковь Петра и Павла. 1736–1742

Церковь Петра и Павла — единственная известная нам попытка привить на ярославской земле ростки петербургского петровского зодчества. Ее облик навеян формами одноименного собора Петропавловской крепости, а огромные размеры свидетельствуют о ее претензии на значение нового главного композиционного центра Ярославля, каким был в то время для Петербурга его Петропавловский собор. Промышленно-торговые закоторосльные слободы бросали тем самым вызов левобережному Ярославлю, противопоставляя новое величественное сооружение его старому городскому центру с древним Успенским собором.

Городское строительство в XVIII в. в Ярославле продолжало интенсивно развиваться. Строились новые церкви, но по своей архитектуре они значительно уступали самобытным памятникам предшествующего времени. Художественное творчество ярославских мастеров, продолжавших традиции древнерусского искусства, было направлено в основном на благоустройство и украшение выстроенных в прежние столетия храмов.

В 1760 г. в Ярославле было уже 46 каменных жилых.

Не избежал общей участи Ярославль, ставший в 1777 г. центром огромного наместничества, но не обладавший к тому времени достаточной для этого представительностью. Большие затруднения, например, на первых порах вызвало размещение новых административных учреждений и подыскивание квартир для высшего чиновничества. Во всем городе нашелся для этой цели один лишь дом фабриканта Собакина. «Есть и у других каменные дома, — доносил Екатерине II новый наместник А. Мельгунов, — но каждый из них более из сеней, нежели из жилых комнат состоит». Граф В. Г. Орлов, бывший в Ярославле в 1765 г., писал: «строения его все почти крестьянские дома, улицы тесны, вымощены досками». Древний Ярославль с его старой, хаотичной застройкой был одним из тех волжских городов, о которых Екатерина II отозвалась как о «прекрасных по ситуации, но мерзостных по постройкам».

Однако работы по его перепланировке начались еще до учреждения здесь центра наместничества. В 1768 г. пожар почти истребил рядовую застройку города. В 1769 г. Екатерина II утвердила первый «регулярный план» Ярославля, составленный А. Квасовым. План носил абстрактный характер и не учитывал исторически сложившихся особенностей города. Он вызвал резкий протест духовенства и купечества. Последнее категорически отказалось финансировать строительство торговых линий, запроектированных на неудобных и невыигрышных в архитектурном отношении местах.

Поэтому спустя некоторое время был представлен новый проект, «высочайше утвержденный» в 1778 г. Он приобрел силу государственного документа и на десятилетия вперед определил застройку города.

Для плана 1778 г. характерно внимательное и бережное отношение к старой застройке Ярославля. Его автор стремился сохранить основные направления старых городских магистралей. Особое значение в новом плане приобрела дорога от Семеновских ворот (ныне Красная пл.) к древнему центру на Стрелке. Ее южная часть была значительно расширена и соединила Успенский собор с новым административным центром. Ширина новой улицы определялась местоположением ряда древних церквей и ансамблей. Несколько позднее этот короткий проспект стал известен под названием Плацпарадной площади. Его перспективы завершались с одной стороны громадой Успенского собора и церковью Флора и Лавра на торгу, с другой — церковью Ильи Пророка. Древняя дорога, шедшая от Власьевской проездной башни к Волге, также сохранила свое направление (ныне ул. Кирова).

Церковь Ильи Пророка оказалась зрительным ориентиром, вокруг которого развивалась пространственная композиция нового городского центра. Все подводящие магистрали автор искусно сориентировал либо на колокольню, либо на приделы с их высотными завершениями. Вполне закономерной поэтому была идея создания вокруг Ильинской церкви просторной трапециевидной площади, со всех сторон окаймленной важнейшими административно-управленческими зданиями.

К концу XVIII в. основные градостроительные задачи по оформлению нового городского центра были уже решены. На мощеных улицах и площадях рядом с прекрасными древними храмами и вокруг них выросли каменные административные, торговые здания, многие жилые дома, архитектура которых вызывала восхищение современников. Новый, XIX век Ярославль встречал как один из самых больших и красивых губернских городов России.

Очередной подъем городского строительства начался после Отечественной войны 1812 г. В Ярославле возводятся учебные заведения, театр, казармы, мосты, церкви. На средства частных лиц и особенно купечества строятся новые торговые ряды и многочисленные особняки.

Гостиный двор. 1814–1818
Гостиный двор. 1814–1818

Одним из первых сооружений этого периода является Гостиный двор, выстроенный в 1814–1818 гг. на месте срытых валов старого Земляного города XVII в., на участке между Углической и Власьевской башнями (Первомайская ул., 6). Планировочное решение нового ансамбля свидетельствует о явном стремлении его автора продолжить развитие градостроительных идей генерального плана 1778 г. Композиционный центр Гостиного двора — ротонда, увенчанная плоским куполом, с развитым глубоким шестиколонным портиком, замкнула перспективу магистрали, шедшей тогда от Ильинской площади (средний луч, проложенный после разборки дворца наместника; ныне к ней выходит Депутатская ул.). Два протяженных корпуса торговых линий располагались по сторонам ротонды. Сохранилась только часть северного корпуса, выходящая ныне на Первомайскую улицу.).

Немногочисленные памятники церковной архитектуры этого времени — церковь Тихона 1825–1831 гг. (Волжская наб., 3), собор Казанского монастыря 1845 г. (ул. Первомайская, 19) — малооригинальны по своим формам.

В 1860-х гг. в связи с капиталистическим развитием государства ослабевает старая система централизованной регламентации строительства. Теперь уже некому заботиться о комплексной застройке города. Облик новых зданий определяется отныне лишь вкусом заказчика. Наступает эпоха разнохарактерной, разностильной архитектуры.

В отличие от XVII в. ярославская архитектура XVIII–XIX вв. не приобрела местных особенностей, но в русском провинциальном зодчестве этого времени она оставила заметный, хотя и неяркий след.

Выгодное расположение города и гибкая политика местных властей создали благоприятные условия для экономической деятельности. Заработав капиталы на торговых операциях, ярославские купцы занимали ведущие позиции в российской экономической элите, влияли на политические события, заслужив милости царей и патриархов. По всей России звучали имена крупных представителей ярославской торгово-промышленной элиты: заказчики строительства великолепного храма Ильи Пророка – Скрипины, владельцы знаменитых магазинов братья Елисеевы, «водочный король России» «миллионщик» Петр Смирнов, «короли железного рынка» Пастуховы, успешные предприниматели и благотворители Дунаевы, Вахромеевы и Оловянишниковы.

В период новейшей истории усиливается значимость города как крупного промышленного и культурного центра России. XX век дал мощный импульс к развитию промышленного производства Ярославля.

В Ярославле был открыт первый национальный театр, основанный сыном купца Федором Волковым в 1750 году.

Уроженка Ярославской земли Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной – космонавтом, поднявшуюся в космос в 1963 году.

Уникальная градостроительная структура Ярославля получила признание мирового культурного сообщества. В 2005 году исторический центр города включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник градостроительства. На территории города расположено 140 памятников архитектуры, включая уникальные храмовые сооружения XVI — XVIII веков.

Знакомство с древнерусским городом Ярославль, его достопримечательностями, оставит неизгладимое впечатление.

Ярославль. 76 мест, которые стоит посетить. Достопримечательности. Описание, адреса, сайты.

Обсуждение закрыто.