Вероятно цифровизация отелей в ближайшем будущем будет развиваться в основных направлениях:
Цифровая трансформация ‒ это мечта для интровертов, которые любят путешествовать. Можно спланировать целое путешествие ‒ от бронирования до температуры в номере во время сна и check-out ‒ даже не общаясь с живым человеком.
Искусственный интеллект отеля будут предугадывать желания гостей. Сенсоры, датчики и камеры будут следить за посетителем, анализировать его поведение и на основе предпочтений гостя предлагать наиболее актуальные для него услуги. Чат-боты упростят бронирование номер и остальные итерации взаимодействия. При помощи приложения или голосового помощника станет возможным запросить любую функцию: поставить будильник, включить и отрегулировать воду в душе, загрузить упражнения по йоге.
Системы VR и AR позволят осмотреть окрестности и достопримечательности, не выходя из номера, пройти экскурсию по отелю с возможностью оценить виды из окон и интерьерные решения, а фильтр к камере смартфона дополнить реальность подсказками с переводом надписей на язык пользователя. И это все ожидания.
А что в реальности?
Отзыв: «Осенью 2019 я побывала в Будапеште и остановился в отеле, который заявляет себя KViHotel (полностью компьютеризированный). Описан как умный отель, в котором можно выбрать любой номер самостоятельно, заказать любую услугу через приложение, пользоваться смартфоном и ключом от номера, а с персоналом общаться в любой момент через любой удобный мессенджер. Звучит заманчиво!
Забронировав ночь в KVi и получив ссылку на приложение, которое требовалось установить для доступа в номер и в digital-реальность ‒ с почти безграничными возможностями. Приложение предложило удаленно пройти check-in и выбрать любой номер по желанию, но сколько бы не обновлялось приложение ‒ и через несколько часов, и на следующий день ‒ любым номером по моему желанию мог стать только номер 210. Как только выбран этот единственный доступный для выбора номер, в приложении стали доступны остальные услуги: пригласительный ключ для гостя, заказ завтрака в номер, такси и check-out. Также появилась возможность настроить подходящую температуру в номере ‒ я выбрала нужное значение и направилась в отель. На входе в KVi — стеклянная дверь с датчиком, к которой нужно приложить ключ в приложении. Дверь открывается и вас встречает пустой холл! ‒ персонала нет ни у ресепшн, ни у барной стойки. Поднявшись на лифте на нужный этаж, у двери номера увидите знакомый датчик и снова открывайте приложение, чтобы воспользоваться своим ключом, но может уйти в режим обновления. Через несколько минут приложение в моем телефоне смогло выдать только извинения – мобильная сеть может имеет слабый сигнал у двери номера, который находился в глубине здания. Итак, находясь в коридоре, вокруг ни людей, ни техподдержки, а в приложении ‒ никакой ссылки на чат с персоналом. Не отчаивайтесь, через несколько минут появятся буквы внизу экрана приложения с логином и паролем от wi-fi – они были заметны не сразу – подключившись к сети все-таки попала в номер. Номер оказался опрятным, точь-в-точь как на картинке и температура была отрегулирована идеально. А на журнальном столике, вопреки digitalization и всемогущему смартфону, лежал пульт от телевизора. Я отлично выспалась, а утром снова зашла в приложение, чтобы заказать завтрак ‒ он не был включен в стоимость проживания. Но приложение вновь выдало ошибку ‒ на этот раз связь была в полном порядке, просто функция не работала. Слегка разочарованная, я пошла в близлежащее кафе. Приложение заботливо напомнило мне пройти check-out ‒ в противном случае бронирование пролонгируется автоматически, и деньги спишутся со счета. Эта функция работает исправно»
Итогом этого опыта проживания в реальном digital-отеле стали выводы о необходимых направлениях в развитии «умных» средств размещения, но только тех, которые стремятся с помощью цифровой трансформации оптимизировать внутренние процессы без ущерба качеству и даже наоборот, приобрести дополнительную ценность для своей аудитории.
Цель digitalization ‒ персонификация пользовательского опыта и удобство гостя. А вот диджитализация, остановившаяся на маркетинговых материалах, может только ухудшить оценку отеля в рейтинге пользователей.
Возможно и в самом технологичном пространстве необходима инструкция или первая виртуальная экскурсия по отелю: короткое видео, пошаговое руководство, AR-фильтр с указателями или любое другое решение. Даже человеку, работающему в ИТ, сложно сориентироваться в абсолютно новом месте без единой подсказки. Даже миллениалы с digital nomad – люди, быстро адаптирующиеся к новым технологиям, но обычно после первого успешного опыта.
Пусть трижды окруженный роботами и датчиками, гость отеля должен иметь простой, моментальный, постоянный доступ к поддержке персонала ‒ удаленно, через чат или приложение, как угодно. Многое может пойти не так, а отсутствие быстрого, понятного контакта и возможности обратиться за помощью может привести к неожиданным или неприятным последствиям.
Наконец, лучше меньше, но лучше: если что-то не доработано, это лучше вовсе скрыть, исключив постоянно всплывающие ошибки и растущее тщетное ожидание гостя. Лучше внедрить маленькую, но отлично работающую часть функционала и оставить возможность аналогового выбора.