В резиденции посла России во Франции только на два дня открыли реконструированную Янтарную комнату.
Проект реконструкции интерьера был создан на основании анализа архивных материалов известнейшим архитектором-реставратором А.А.Кедринским и воплощен в жизнь художниками-реставраторами Царскосельской янтарной мастерской.
16 и 17 сентября 2017 года в резиденции посла России во Франции в рамках Европейских дней наследия пройдет выставка «Дипломатические подарки от Петра Великого до наших дней».
Первая часть экспозиции посвящена реконструкции уникального интерьера – Янтарного кабинета.
Проект реконструкции интерьера (экспонируется впервые) был создан на основании анализа архивных материалов известнейшим архитектором-реставратором А.А.Кедринским и воплощен в жизнь художниками-реставраторами Царскосельской янтарной мастерской.
Из истории Янтарного кабинета:
Основатель прусской королевской династии Фридрих I поддержал идею придворного архитектора И. -Ф.Эозандера отделать янтарем кабинет во дворце Литценбург (впоследствии – Шарлоттенбург) под Берлином – личной резиденции королевы Софии-Шарлотты (супруги Фридриха I). После смерти в 1709 г. Софии-Шарлотты было решено украсить янтарными панелями другой дворец – в Ораниенбурге.
Пруссия была центром европейского янтарного промысла, с 1618 г. «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, использовали в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков.
По проекту, будущий кабинет короля должен был быть по всему периметру обложен панелями из янтаря, наклеенного на деревянную основу. В центре широких янтарных панно предполагалось поместить четыре больших зеркала в богатых рамах. На цокольных панелях располагались символы прусской государственности — орел и вензель Фридриха I. В драгоценной отделке интерьера сочетались объемная резьба разного рельефа и тончайшие гравировки с подкладкой из золоченой фольги.
Фридрих I принял решение устроить столь эффектный интерьер в столичной резиденции. Янтарные панели демонтировали, перевезли в Берлин и разместили в комнате королевского замка. Очевидно, здесь и увидел впервые «янтарное чудо» Пётр I, когда в 1713 году приехал в Пруссию для переговоров с королём Фридрихом Вильгельмом I, преемником Фридриха I. Российский император уехал из Пруссии со страстным желанием увидеть это чудо в Петербурге в качестве главной жемчужины собранной им коллекции раритетов.
Этой мечте суждено было сбыться через три года. В 1716 году, после успешных переговоров с прусским монархом, Петр I получает в подарок Янтарный кабинет, который, в будущем станет основой для всемирно известного интерьера, «восьмого чуда света» — Янтарной комнаты.
Через 2 года Петр I послал Фридриху I ответный подарок – 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.
Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу.
2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце в Санкт-Петербурге. Вот что он сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».
Императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано поместить янтарный убор.
Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.
В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском (ныне – Екатерининском) дворце. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине. Для нее был отведен зал площадью 96 квадратных метров.
В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте.
Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг.
В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.
Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели были снова собраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.
В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского.
В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.
Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.
Вторая часть экспозиции посвящена дипломатическим подаркам:
1. «Эксклюзивные книги — дипломатические подарки». Эта драгоценная серия включает в себя 14 альбомов, предназначенных для вручения главам иностранных государств в ходе официальных визитов и встреч на высшем уровне. Сложность исполнения – тончайшая ювелирная работа, драгоценные камни, роспись золотом, эмаль и внутреннее наполнение (подлинные акварели и факсимиле старинных манускриптов) – сделали эти книги бесценными произведениями искусства, достойными составить коллекцию любого мирового музея.
Среди представленных книг:
– Книга-альбом «Президенты Франции», с 45 подлинными акварелями;
– Книга-альбом «Державные правители России», с 72 подлинными акварелями по рисункам В.П. Верещагина;
– Книга «Императорское Установление Орденов Кавалерских Российских» – факсимильная копия императорского установления Павла I, 1797 г;
– Факсимильные копии старинных раритетных манускриптов — Евангелия, Торы и т.п.
2. «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск» А.В.Висковатова — подробное описание военного и гражданского костюма за период с 862 г. до царствования императора Николая I. 30 томов – 4000 цветных рисунков и 5000 страниц описания к ним. Каждый том находится в деревянном ореховом футляре, декорированном вставкой-панно из твердого камня, выполненной в смешанной технике: фигуры – объемная резьба по твердому камню; фон – флорентийская мозаика.
Идея и воплощение всех проектов принадлежат российским меценатам Стриго Анатолию Силуановичу и Калининой Анжелике Александровне.
Европейские дни наследия в резиденции посла России во Франции – 16 и 17 сентября
Адрес: 79, rue de Grenelle, 75007 Paris